персональный сайт
Ткаченко Виктора Викторовича
Аэродром как дом родной - статья про Ткаченко В.В.

Аэродром как дом родной - статья про Ткаченко В.В.

- Пойдемте к инженеру нашей эскадрильи, - сказал прапорщик и повел меня к одному из истребителей, на котором проводились профилактические работы.

Возле самолета стоял высокий голубоглазый человек с погонами майора. С ним о чем-то оживленно разговаривали два офицера - специалиста.

- Считаю, надо снять блок и проверить на стенде в ТЭЧ, - горячо доказывал один из них.

- А мне кажется, следует прозвонить всю цепь на месте, чтобы убедиться в полной исправности системы, - возражал другой.

Заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе майор Виктор Васильевич Ткаченко пока молчал. Он внимательно слушал подчиненных. Спор между авиаторами возник из-за того, что летчик оставил в контрольном листе после полета запись: "Прибор фиксирует не точные показания". Опытный авиационный специалист, каким является член КПСС мастер боевой квалификации В.Ткаченко, решил воспроизвести ход полета по документам. Он побеседовал с летчиком, тщательно проанализировал данные средств объективного контроля. "Семь раз отмерь - один раз отрежь", - Таков принцип его инженерной работы.

Чтобы "отрезать", Ткаченко просмотрел не один метр ленты автоматического регистратора полета. Это своего рода кардиограмма движения истребителя по маршруту. Вот прочерчена линия с несколькими незначительными изломами. Значит, нарушения режима работы на данном участке не было. Но в одном месте иглой регистратора выведен острый угол. Что это? Случайность? Нет! Вот, оказывается, где заковырка! Всего одна линия, но она о многом говорит инженеру. И прежде всего о том, что летчик не выдержал режим полета.

Об этом он тут же сказал виновнику этого необычного "пика" на ленте самописца. Не только с ним, но и со всеми воздушными бойцами провел майор В.Ткаченко показные занятия.

Они принесли пользу авиаторам.

- Спасибо вам за помощь, -благодарил потом пилот специалиста, который помог ему вовремя избавиться от ошибки.

Таких примеров плодотворной инженерной деятельности офицера Ткаченко немало. За ними, этими беспокойными, порой мучительными, полными сомнений часами 
поиска верного решения, виден характер мастере боевой квалификации.

Мне приходилось не раз видеть, как самозабвенно "именно самозабвенно - другого слова не подыщешь" разбирается в электронике сверхзвукового истребителя Ткаченко. Действия его отличаются высокой точностью, анализ - глубиной. С такой тонкостью работают еще, пожалуй, врачи на сложнейших операциях.

Нет, не зря Виктор прошел на самолетной стоянке школу мастеров. Был сначала техником истребителя, а потом начальником ТЭЧ звена. И вот уже в течение двух лет
он является заместителем командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе. Когда его назначили на должность, он активно взялся за технологические графики, научную организацию труда. "Расчеты, моделирование наиболее эффективных вариантов обслуживания ракетоносцев - его хобби", -так сказал о майоре Ткаченко командир эскадрильи.

Наблюдал я, как инженер работал в день предварительной подготовки. Самолеты к полетам готовил точно по карточкам пооперационного контроля. Все успевал делать:
руководил действиями начальников ТЭЧ звеньев, групп обслуживания, побывал в каждом техническом экипаже.

"Специалист широкого профиля, умелый воспитатель". Эти слова выписаны из служебной характеристики В.Ткаченко. Универсальные знания и высокие качества руководителя помогают ему успешно решать самые сложные задачи боевой учебы.

Полеты, полеты... Без них Ткаченко не может представить свою беспокойную службу. Родным домом считает он аэродромный простор, где всегда гуляют сквозняки и поют свои громкие песни реактивные двигатели.

Суровой романтикой овеян труд авиационного специалиста, а тем более руководителя технического состава подразделения. В жару и в мороз, в дождь и снег стоит он на своем боевом посту. Как к биению собственного сердца, прислушивается к напряженному ритму турбин, работе систем и блоков. Все силы, жар души, опыт, мастерство щедро кладет он на алтарь боеготовности родной эскадрильи.

Недавно довелось мне присутствовать на полетах. С интересом наблюдал, как майор Ткаченко осматривал входное устройство двигателя. Он пальцами прощупывал зеркальную поверхность дюрали с такой осторожностью, будто жало лезвия проверял на остроту. А еще видел, как он провожал в ночное небо истребителей... Молочно-белым светом залита взлетно-посадочная полоса. Ракетоносец распластанной тенью скользит по бетонке. А на краю рулежной дорожки, как изваяние, стоял инженер.

Затаив дыхание, он следил за взлетом. Казалось, не летчик шел на трудное задание в стратосферную высоту, а он, Виктор Ткаченко, вел крылатую машину к цели. После полетов, когда самолеты были полностью подготовлены к очередному старту в небо, я встретился с Виктором в домашней обстановке. Дружная у него семья.

Сын Виктор, как и отец, трудолюбив, отличник в школе. Он старательно готовил уроки. Младший Дениска возился со своими игрушечными машинами. Жена Нина занималась шитьем.

- Вот получил письмо от матери, - сказал Виктор. -Она работает дояркой в совхозе "Приморский" Ростовской области, -глаза Виктора потеплели, залучились доброй улыбкой.

- В отпуск поедем домой, когда на тихом Доне зацветает черешня.

Я перелистал дневник Виктора. В нем прочитал ставшие эпиграфом ко всему написанному романтические слова: "Есть такая страна - инженерия. В ней сотворяет чудеса только тот, кто дерзает, живет крылатой мечтой о новых свершениях".

К полноправным гражданам этой станы с полным правом можно причислить и коммуниста Виктора Ткаченко - инженера отличной авиационной эскадрильи.

автор Подполковник А.Косов.

Комментарии 0
Добавить комментарий