персональный сайт
Ткаченко Виктора Викторовича
Антипов Юрий Александрович - лётчик 402 ИАП

Антипов Юрий Александрович - лётчик 402 ИАП

Антипов Юрий АлександровичАнтипов Юрий Александрович (1915-1997)

Родился: 21 февраля 1915 года в Москве, в семье рабочего.
Окончил 7 классов и школу ФЗУ. В 15 лет начал работать на самолётостроительном заводе, там же поступил в аэроклуб. С 1934 года в Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и оставлен в ней лётчиком - инструктором.

С начала Великой Отечественной войны на фронте. В составе 402-го ИАП ОН, принимал участие в боевых действиях на Северо - Западном фронте. С сентября 1941 года сражался в составе 180-го истребительного авиаполка. Всего совершил около 200 боевых вылетов и одержал 7 воздушных побед. В одном из боёв был ранен. После госпиталя Юрий Антипов он был отправлен на лётно - испытательскую работу. В начале 1943 года, закончив Курсы усовершенствования офицерского состава, Капитан Ю. А. Антипов был направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных боях на трофейных самолётах с целью определения их наиболее слабых и уязвимых мест.

После войны продолжал лётно - испытательскую работу. К Ноябрю 1946 года был в числе 9 лётчиков, входивших в первую группу испытателей советских серийных реактивных самолётов. За успешное их освоение получил орден Красного Знамени. Кроме того, он был удостоен чести быть ведущим лётчиком на государственных испытаниях опытного МиГ-9.

9 сентября 1957 года, в числе других лётчиков - испытателей, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего освоил 203 различных типов самолётов и вертолётов. С 1964 года Полковник Ю. А. Антипов - в отставке. Награждён орденами Ленина (трижды), Красного Знамени (четырежды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Заслуженный лётчик - испытатель СССР (1959 год).

Умер 4 Июня 1997 года.

***

В составе 402-го полка под командованием Петра Михайловича Стефановского начал войну Капитан Юрий Антипов. 27 Июля 1941 года памятно Юрию Антипову. В этот день он получил задание сопровождать самолёт - разведчик Пе-2. С рассветом взлетели с аэродрома. Всё складывалось как нельзя лучше. На высоте около 4000 метров спокойно прошли линию фронта. Южнее озера Жижицкое сфотографировали скопления войск на дорогах. Но на обратном пути их подстерегли 5 "Мессеров". Силы явно неравные. Юрий понимал, как важны сейчас командованию данные разведки. Выход один: связать врагов боем, чтобы дать возможность Пе-2 оторваться и уйти нэ свою территорию. Они увеличили скорость до максимальной. Пе-2 с резким снижением пошёл к линии фронта, а Юрий Антипов по крутой восходящей повёл свой истребитель навстречу немецким самолётам. Цель была проста: забраться выше врагов, чтобы иметь более удобную позицию для маневра и атаки, и, пропустив Пе-2 вперёд, надёжно прикрыть его с хвоста. Враги раскусили маневр советского истребителя. Они решили сначала сбить истребитель, а потом догнать и уничтожить менее скоростной бомбардировщик. Пилот самолёта - разведчика быстро среагировал на обстановку: резким пикированием он ушел к тёмному массиву леса и скрылся из виду.

Капитан Антипов остался один против 5 Ме-109. Он понимал, что его спасение в высоте, и тянул машину вверх. Вражеские машины рядом. Пулемётная трасса неслась к крылу. Юрий ввёл самолёт в крутой вираж с набором высоты. Как будто уклонился от пуль. И снова потянул вверх. МиГ-3 крутится как волчок, дрожит, но взбирается ввысь. Опять трасса. Попытался увернуться, но она впилась в крыло. Однако ударов пуль не слышно. Не сразу сообразил, что это не пулевая трасса, а срывные жгуты - воздушный поток, срываемый с консоли крыльев. Видя необычные маневры советского самолёта, враги замешкались. Юрий поймал один из "Мессеров" в перекрестие прицела и нажал гашетки. Пулемёты молчали. Попробовал перезарядить. Снова молчание. На мгновение растерялся. Надо уходить на полном газу. Толкнул ручу вперёд и в сторону, с полупереворота перевёл самолёт в крутое пикирование. Поняв, что "МиГ" безоружен, 2 вражеских самолёта начали преследование, а остальные остались на высоте. До нашего аэродрома было не менее 60 километров. Антипов на предельной скорости старался уйти от преследования или хотя бы дотянуть до своего аэродрома в надежде, что там помогут товарищи. Немцы продолжали погоню: уж больно лакомым кусочком был безоружный самолёт.

Показался аэродром. Горючего в баках оставалось мало. Дальше лететь некуда, надо принимать бой в районо аэродрома, пока не подоспеет помощь. Так решил Юрий Антипов. Тем более что один из пулемётов после нескольких перезарядок заработал. Юрий резко развернул машину навстречу врагам. С близкого расстояния открыл огонь по ведущему самолёту. Пулемёт дал только одну короткую очередь и вновь заклинил. Но эта короткая пулемётная очередь попала в мотор и маслорадиатор ведущей машины врага. Самолёт просел и, оставляя шлейф дыма, начал падать. Второй "Мессер" поспешил к линии фронта. Антипову было уже не до преследования: стрелка бензиномера приближалась к нулю. Проследив за местом посадки Ме-109, Антипов благополучно приземлился на аэродроме. Заруливая на стоянку, Юрий увидел невредимый Пе-2.

- Молодец, Капитан ! С первой, но, надеюсь не последней победой ! - поздравил Юрия командир дивизии. Он тревожно следил за неравным боем и очень обрадовался успеху своего лётчика. Лишь только Антипов отошёл от комдива, как попал в руки друзей, и они его несколько раз восторженно подбросили на руках.

Первые месяцы войны. Тяжёлая пора. Чтобы не попасть под удары вражеской авиации, истребители часто меняли аэродромы, В неравных боях с врагом таяли ряды виртуозных пилотов - испытагелей. Погиб дважды Герой Советского Союза Степан Супрун, не дожили до Дня Победы многие его друзья. Оставшиеся в живых дрались за двоих - троих.