персональный сайт
Ткаченко Виктора Викторовича
Предатель - Зуев, перегнал самолёт в Турцию

Предатель - Зуев, перегнал самолёт в Турцию

Зуев Александр Михайлович перегнал Миг-29 в ТурциюАлександр Михайлович Зуев

Рдился: 17 июля 1961года
Убился: 10 июня 2001
Бывший капитан ВВС СССР. В 1989 году, угнал истребитель МиГ-29 в Турцию. Получил политическое убежище в США.

Выпускник 1982 года Армавирского высшего военного авиационного Краснознамённого училища лётчиков. Сначала служил на МиГ-23. Затем, одним из первых был отправлен на переучивание на МиГ-29. В конце 1980-х годов у него начались проблемы на службе и в личной жизни. - (прим. Oberst - факт).

На момент угона, он служил в 176-м ГИАП (аэродром Миха-Цхакая (Грузия). В своей книге он описал, что разочаровывался в советском обществе и строе. По его собственным словам, "последней каплей" для него стали события в Тбилиси 9 апреля 1989 года. Он думал об уходе из вооружённых сил, но в конце концов сделал выбор в пользу угона новейшего советского истребителя на Запад.

Находясь в дежурном звене, в ночь на 20 мая 1989 года, лётчик 1-го класса капитан Зуев, объявил всем находившимся на дежурстве, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом (заряженным снотворным). На посту находился механик, который не ел торт, что нарушило планы Зуева. Зуев попытался обезоружить механика, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку. Зуев взлетел на одном из самолётов находящихся в готовности. После взлёта, что бы предотвратить преследование он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, однако не сумел, поскольку в спешке на закрыл блокиратор оружия.

Зуев успешно приземлился на аэродроме Трабзон, в Турции. Первыми его словами на турецком аэродроме были: «Наконец-то я — американец!». В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти отказались пустить к МиГ-29 американских специалистов и в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США.

Консультировал ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне», а в 1992 году в соавторстве с Малькольмом Макконнелом опубликовал книгу о своем побеге. Погиб в авиакатастрофе 10 июня 2001 года, разбившись на советском учебно-тренировочном самолёте Як-52 в 160 км севернее Сиэттла.

 
Аменриканец из Самары, с новыми друзьями...
Аменриканец из Самары, с новыми друзьями...
 
Анкара, Турция, 1989год
Анкара, Турция, 1989год
 
Авианосец
Авианосец "Линкольн", 1991год

Отрывок из книги А.Ю.Гарнаева, "Аэроузел-2" август-ноябрь 1991года:

Его звали Александр Зуев...
 А ровно год спустя я был потрясён вестью: на турецкий аэродром Трабзон со стоянки дежурного звена на авиабазе ВВС близ грузинского города Миха-Цхакая был угнан истребитель МиГ-29 с полным боекомплектом. И ещё через пару дней по телевизору объявили: угонщик по фамилии Зуев - бывший лётчик этого полка, он ранен и находится под защитой международного Красного Креста. Вскоре ему было предоставлено политическое убежище в США.

Естественно, тогда я задрожал при мысли о возможных последствиях для себя. Не ожидая вызова, я "явился с повинной"... Но работники КГБ, к счастью, оказались не столь глупы, чтобы, услышав обо всём, взяться за меня. И когда я, много позже описываемых здесь событий, прочёл изданную в 1992 году в США его автобиографическую книгу "FULCRUM" (это слово имеет двойное значение: в буквальном переводе с английского оно означает "точка отсчёта", и им же в НАТО принято жаргонно называть наш истребитель МиГ-29), то был "тронут" её предисловием. В частности, там говорится, что он умышленно изменил в тексте имена некоторых своих знакомых, не желая нанести ущерба их карьере... Мне эта мера его предосторожности (ну, спасибо за заботу...) тогда уже показалась излишней.

... Там, в Калифорнии, передо мной стоял он!
На секунду я потерял дар речи... Потом выдавил вопрос:
- Зуич?... А ты... вроде размордел?
- Да-а.., - начал он отвечать с напускным акцентом (и вторично меня удивила его, уже совсем отличная от той, что была перед тем, манера говорить), - что-то в последнее время содержание холестерина в крови стало выше нормы. Но я скоро его снижу.
 - ?!...

Мы пошли вместе на ланч. Я всё время чувствовал напряжение, ощущая среди мельтешивших вокруг людей и наших, и их работников соответствующих служб (я был убеждён в их присутствии). По дороге мы непрерывно болтали о каких-то не откладывающихся в голове пустяках. Он всё время хвалился, какая с ним идёт симпатичная подружка: она живёт тут недалеко, в Сиэтле, штат Вашингтон, и он из Иллинойса к ней часто прилетает - вот и сюда они приехали вместе...

Я чувствовал себя в совершенно дурацком положении: меня и тяготил весь этот антураж, и одновременно мучило желание узнать хоть что-то, что помогло бы в моём представлении навести мосточек понимания через пропасть, отделявшую того Саню Зуева от нынешнего - но я даже примерно не мог представить: каким образом сформулировать такой вопрос? В конце концов, от перенапряга я "ляпнул", кажется, самый идиотский из всех возможных вариантов. Оборвав на полуслове их весёленькое американское щебетание, глядя твёрдо в глаза, я выпалил по-нашенски - прямо в лоб единственный вопрос:

- Ну ладно, Зуич, объясни хоть, зачем ты в бойца-часового стрелял?

Выражение его лица резко изменилось. Он тут же попытался натянуть стандартную американскую маску-улыбку, но его губы исказил неестественный зигзаг, в котором угадывалось страдание. А зрачки стали неподвижными, размером с игольное ушко:

- Да ты понимаешь... он не хотел сдаваться!

Я окончательно почувствовал себя не в своей тарелке. Стало обострённо взаимопонятно, что нам больше не о чем говорить.
 Мы коротко распрощались. Будучи всё ещё под прессом боязни возможных неприятностей, я поспешил к своему начальству доложить об этой неожиданной встрече...

Наиболее детально и хорошо деятельность и угон самолёта Зуевым изложен в отрывке из этой статьи:
Раздел "Точка опоры" из статьи Вячеслава Фёдорова "Перелётчики 3".

В позорном ряду угонщиков МиГов есть еще одно имя, которое в пылу перестройки уже подзабыто, хотя сообщение об угоне самолета проскочило по всем радио и телеканалам и было подхвачено газетами. Но тогда уже шла распродажа всего и вся, поэтому летчик-предатель воспринимался с долей грустного юмора, как человек, удачно сделавший бизнес.

Итак, 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 из авиационной базы Цхакая на один из аэродромов в Турции. И если Мунир Редфи, угнавший МиГ-21, мог оправдать свой поступок политическими мотивами, а Юрий Беленко, улетевший на МиГ-25, скорее всего был завербован американскими спецслужбами, то Александр Зуев, покинувший свой аэродром на МиГ-29, был простым угонщиком. Его первыми словами, когда он покинул кабину истребителя, были: “Я - американец!”.

Когда разобрались что к чему, Зуев все-таки предстал перед турецким судом. Он прикинулся военным диссидентом, его аргументы оказались убедительными и он был оправдан. Одна из западных газет иронизировала по этому поводу: “Тех, кто угоняет пассажирские лайнеры, называют воздушными пиратами, их судят, им дают сроки, тем же, кто угоняет военные самолеты, дают политическое убежище”.

Никаким диссидентом Зуев не был. Просто он попал в глубокий жизненный штопор, из которого нашел вот такой выход.

Авиационная карьера его складывалась вполне нормально. Многие летчики мечтали летать на МиГ-29, а тут, пожалуйста, летай. Да еще не просто летай, а участвуй в войсковых испытаниях новой машины.

Сослуживцы отмечали в Зуеве некоторую заносчивость, ну а в общем, он был неплохим парнем – хорошо пел, играл на гитаре, участвовал в самодеятельности. В 25 лет удачно женился на дочке начальника штаба авиационной дивизии.

Ему не нравилось одно – служить в “дырах”, куда его заносило. Он хотел вырваться на “оперативный простор”, и задумал поступить в ШЛИ – школу летчиков-испытателей. Но там незнакомых людей не брали, ему вежливо сказали: “Послужите, полетайте, а там видно будет”.

Возможно, это его и подорвало. Он загулял, обзавелся любовницей, об этом все узнали, в части начали проводить с ним беседы. Дальше – больше... В конечном итоге от него ушла жена. Его все чаще стали отстранять от полетов. Рано или поздно ему грозило списание из авиации. Судя по всему, решение о перелете у него созрело спонтанно.

С 19-го на 20 мая его поставили дежурным по приему и выпуску самолетов. Он понял, что это его шанс. Далее события развивались, как в добротном голливудском кинодетективе.

Притворившись отдыхающим, которого мучила бессонница, он скупал в аптеках ближайших поселков снотворное. Вечером испек торт, начинив его порошками. Заступив на дежурство, он торжественно объявил, что жена родила ему мальчишку (на самом деле это произошло несколькими днями позже) и есть возможность отметить это пока вот тортом. За ужином он лично преподнес каждому механику, технику и дежурившим летчикам по кусочку. Лишь три человека не попробовали угощения: два механика – один стоял на посту, а другого не было – и командир эскадрильи, который готовил документацию к предстоящим полетам.

Снотворное сработало. Отравление было настолько сильным, что утром следующего дня семь человек в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Убедившись, что все нейтрализованы, Зуев перерезал кабели сигнализации и связи. Теперь предстояло овладеть самолетом. Это оказалось непросто. Часовой не пустил его на стоянку. Уговоры не помогли.

Тогда Зуев отошел, затаился и стал ждать пересменки часовых. Механик, готовившийся заступить на пост, обнаружил, что во всех комнатах люди спят. Он никого не мог растолкать. Так без оружия и двинулся на пост. С трудом объяснив товарищу о происшедшем, он взял его автомат. Зуев выждав пока произойдет смена, снова пошел к самолетам. Сейчас он уже действовал решительно. Стоящий на посту техник знал капитана и подпустил его слишком близко. Зуев схватился за автомат, началась рукопашная. Техник был посильнее и стал скручивать капитана, тогда тот выхватил пистолет, выстрелил и бросился к стоянке самолетов. Раненый часовой пустил длинную очередь вслед, но промахнулся.

Дежурные самолеты все были заправлены и стояли в полной готовности. Надо было только снять заглушки с воздухозаборников, убрать колодки, сдернуть чехлы с фонаря - и запускай двигатели.

Зуеву беспрепятственно удалось взлететь с аэродрома, и теперь нужно было обезопасить себя. Он решил расстрелять самолеты дежурного звена. Развернувшись, промчался вдоль линейки самолетов, но пушка молчала. Как оказалось, она имеет двойную блокировку, угонщик, отключив первую, о второй забыл. Увидев, что по взлетной уже бежит самолет командира эскадрильи, Зуев включил форсаж и отклонился в сторону моря. Беглеца догнать не удалось.

Инцидент с угоном самолета турецкая сторона решила сверхоперативно. Через полтора дня МиГ-29 перегнали на родную авиабазу. Американские спецы так и не смогли договориться осмотреть самолет, турки им отказали.

Потерпев неудачу с самолетом, американская сторона, предоставившая политическое убежище беглому капитану, постаралась выжать из него все, что он знал. Так бывший советский летчик превратился в “Алекса”, и Пентагон официально заключил с ним контракт. Помощь Зуева в период подготовки к операции “Буря в пустыне” была оценена очень высоко.

Оценка же его поступка российским правосудием однозначна – уголовник. Но возмездие его так и не настигло. Сейчас он спокойно живет в тихом городке Сан-Диего и консультирует бизнесменов, решивших делать бизнес в России. Как водится, написал он и книгу, которую назвал “Точка опоры”.

Но есть ли таковая у предателей?

Название книги ему явно подсказали. По классификации НАТО МиГ-29 называют “Fulcrum” – “точка опоры”. С надежностью и верностью этого самолета предатель ничего общего не имеет.

Примечание Oberst: не живёт и не здравствует, Як-52 внёс поправки ценой своей жизни...

Комментарии 12
Григорий
Я служил в соседнем 313 ОРАП, Вазиана, и Сашка был моим другом, жил он на втором этаже старого деревянного дома, который находился напротив моих окон офицерской общаги. Крайний, последний, раз я его видел 14.02.86, он прилетал в Вазиани по каким-то вопросам, а я в это время "отвальную" выставлял ребятам (уезжал на Украину). Простились и все, он не пил, нужно было рано взлетать.
Первое время, когда прочитал об угоне,сильно его осуждал, а когда розпался Союз, то объектов для осуждения и обсуждения стало очень много, во главе с Михаилом Сергеевичем....
По отношению к сослуживцам, конечно-же НЕПРАВ, а по сравнению с Горбачевым- просто безвинный мальчик!
2012-02-18 10:33:53
Гигорий
Мой НИК-радопозывной, но Вы, HER OBERST, почему-то не Полковник? Не считаете - ли Вы себы предателем? Таких я видел среди друзей Зуева. Один ииз них Игорь Новожитлов, не вы ли это!? Мне почти 50, и терять, в этой жизни, нечего, я многое сделал для ОТЕЧЕСТВА, может быть и Вы, тоже - НЕ СУДИ, ДА НЕ СУДИМ БУДЕШЬ.
Если кто-то из сослуживцев хочет подискутировать-обрвщайтесь!!! Думаю, что многие меня помнят, но, я друзей, даже покойниками,не бросаю! +380992465000
2012-02-18 10:38:23
Владимир
Григорий если можно давайте спишимся в емеле.Мое мыло fsmebli@rambler.ru Я тоже в это время служил в этом полку.И как раз 20 мы молодые лейтенанты должны были вливаться в коллектив нас было 6 человек 1988 года выпуска.И когда проезжали мимо санчасти я увидел там Зуева Володю и еще сказал .Смотрите кто то пургу гонит вот он зуев.Но то был другой майор Зуев,прекрасный человек и наставник.Так вот зуев А. лишил нас праздника.Ведь Вы наверное в курсе если не влился то на офицерское собрание на Циви тебя не приглашали.А ведь это было место где можно не в официальной обстановке поговорить с отцами командирами без последствий.Но это отступление.Я как тогда так и сейчас считаю зуева а. предателем и подонком.И ненадо аго обелять.Он переступил черту,он нарушил присягу даную НАРОДУ СССР,который его выучил и выкормил,и причем тут горбачев.Я считаю зуев нарушил кодекс офицерской чести (негласный).Меня воспитывали на примере Александра Матросова.Гастело да дед о войне рассказывал.Я лично пошел РОДИНУ защищать а это Высокая честь.А зуев просто наплевал на все это.Какое может быть ему оправдание.Только позор и презрение.
2012-03-12 21:43:24
Серега
Григорий вам почти 50 и я удивлен как вы были офицером.я не имею отношение к этому сайту и тем более к оберсту...пусть хоть мюллер но по сайту я вижу что оберст был и в африке с отцом и в германии...у них был шанс смайнать...но у них даже в мыслях наверно не было предать родину так.как батя явно воспитан в интерессах своей родины и детей воспитывал так же...а вы григорий смотрю уже готовы рвануть к другу в штаты,,и жалеете службе родине...
2012-05-17 11:46:27
Серега
Григорий а мог ващ друг просто смайнать?...не брать миг...другой бы вопрос...а тут явно у товарища в голове были доллары...
2012-05-17 11:51:01
victor
Серега Добрый день, Сергей! Спасибо за правильный отзыв! А с Григорием, я связывался по телефону, поговорили, обсудили, познакомились. Оказался - классный и нормальный мужик. Не каждому, в жизни доводилось служить с экземплярами, подобными Зуеву, а ему довелось. Комменты, судя по всему просто под наплывом эмоций написал или не правильно выразился. Такое тоже бывает...
2012-05-17 14:04:38
Sergey
Григорий!Зуева я знал прекрасно(как и Игоря Новожилова,с которым и сейчас поддерживаю отношения)Так не надо сравнивать гниду с Игорем.Мы все в одном отделении учились.Зуич всегда выгоду искал(его женитьба тому подтверждение)И не было у него близких друзей(только приятели)Даже с земляками (с Куйбышева) он не сошёлся близко.Тварь он последняя.На весь наш выпуск клемо повесил.Кто-то в Афгане полёг,а кому-то американского гражданства захотелось.Он бы урод хоть о родителях подумал бы!Да только видно святого у него у него и не было ничего!
2012-08-05 12:16:42
Влад
Какое оправдание может быть предателю?
Он Родину предал! Своих родных и близких!
Свой дом,своих предков!
P.S
На разработку и совершенствование этих самолетов было потрачено не только много времени и сил человеческих, но и жизней летчиков испытателей.

Вот честное слово мое-сам бы с...ку поганную расстрелял!
И рука моя не дрогнула бы.
2012-10-13 18:37:36
Влад
А ЯК 52 жалко!Хорошая птичка.
2012-10-13 18:42:24
Данил Иркутск
Всегда русские думали однозначно - ПРЕДАТЕЛЯМ - ПОЗОР И ПРЕЗРЕНИЕ. И не надо помнить их имена, незачем это.
.......
Турки тогда ещё побоялись американцам самолет сдать, а произойди это году так в 1995-м - сдали бы самолет без зазрения совести. А это самолет тогда был - последнее слово техники...
2013-01-27 05:02:17
1/2
1 2
Добавить комментарий