персональный сайт
Ткаченко Виктора Викторовича
Продолжение 3 статьи про 968ИАП

Продолжение 3 статьи про 968ИАП

Из исторического формуляра полка:

«22.6-19.1944 г., 3-й Белорусский фронт. Полк произвел 1361 боевой самолетовылет. Провел 70 воздушных боев, сбито 50 самолетов противника (13 Me-190, 33 ФВ-190, 1 Ю-87, 1 Савойя, 1 ФВ-156). При штурмовке уничтожено 39 самолетов противника. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Березина, за овладение городом Борисов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1944 г. полк награжден орденом Красного Знамени».

Манукян А.Б., 1944г1 сентября 1944 г. полк под командованием майора Рубахина в составе 40 летчиков убыл в Багай-Барановку для получения истребителей Як-3 и переучивания летного состава на базе 8-го запасного иап. Переучивание заняло всего несколько дней — с 6 по 9 сентября. Общий налет за время переучивания составил 267ч 45 минут, было выполнено 620 полетов, в том числе 414 полетов с налетом 267 ч 45 минут на Як-3.

В конце сентября личный состав полка вылетел на аэродром Могильно в 6 км северо-восточнее Владимир-Волынского. Летный состав отправили во Владимир-Волынский в дом отдыха для восстановления здоровья и подготовки к дальнейшим боевым действиям. Полк базировался в Могильно с 1 октября по 30 ноября 1944 г. Личный состав не только отдыхал, но и занимался боевой подготовкой. Было выполнено 652 полета с налетом 338 ч 40 минут. Выполнялись стрельбы по воздушным и наземным целям, отрабатывались индивидуальные и групповые воздушные бои, в том числе звено против звена, восьмерка против звена. 12 летчиков подготовили к полетам в сложных метеоусловиях.

15 октября генерал-лейтенант авиации Савицкий организовал показательный учебный бой между американской «Аэрокоброй», немецким Fw-190 и нашим Як-3. Хотя все истребители пилотировали опытные летчики, «Як» всеми наблюдавшими за поединком был признан победителем. В конце октября по содержанию материальной части и готовности к боевой деятельности полк занял первое место на корпусном смотре, а 3-й иак стал лидером аналогичного смотра в воздушной армии. Началась усиленная подготовка к перебазированию на фронтовой аэродром.

17 ноября 1944 г. под командованием майора Анатолия Рубахина полк в составе 45 летчиков и 48 самолетов Як-3 и Як-9 вошел в состав 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Местом базирования стал польский аэродром Вышницы. Первой боевой задачей явилось прикрытие Магнушевского плацдарма на западном берегу Вислы, южнее Варшавы. С наступлением морозов на Як-3 начала отклеиваться и отставать фанерная обшивка плоскостей — заводской брак. В соседнем 812-м полку во время тренировочного полета у самолета отлетела правая плоскость, летчик погиб. Для расследования причин катастрофы прибыла группа из ОКБ А.Яковлева. Во время их работы у лейтенанта Ивана Кружалина на самолете разрушилась левая плоскость, самолет сорвался штопор, летчик погиб. Дальнейшие полеты на Як-3 запретили. Полк фактически оказался небоеспособным. Пришлось в полевых условиях в течение месяца с помощью представителей авиапромышленности устранять брак. Обшивка крыла снималась, обрабатывалась ацетоном и после просушки наклеивалась вновь, затем самолеты красили. От ядовитых жидкостей начались болезни: кашель, насморк, пятна по всему телу, язвы на руках, расстройство желудка. У многих, принимавших участие в ремонте самолетов, осталась стойкая аллергия на «химию» — различные растворители и краски. Тем не менее к Новому году удалось восстановить до пригодного к полетам состояния все самолеты полка.

2 января 1945г. полк перебазировался на аэродром Желехув, ближе к Мангушевскому плацдарму. Из-за плохой погоды перелет проводился небольшими группами на высоте 150—200м в условиях полного радиомолчания. Одна эскадрилья произвела посадку на передовой аэродром Мангушев. Была поставлена задача — прикрыть наземные войска на Мангушевском плацдарме, не допустить нанесения ударов немецкой авиации по переправам и вести непрерывную воздушную разведку. 8 января часть самолетов перелетела на аэродром Ласкажев.

Наступление войск 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.Жукова началось 14 января прорывом с Мангушевского и Пулавского плацдармов. Из-за плохой погоды (дождь со снегом, низкая облачность, туман) действия авиации были ограниченными. В воздух поднимались одни «старики». Командир корпуса Савицкий по-прежнему иногда выполнял боевые вылеты вместе с летчиками 402-го полка, за что не раз получал внушения от вышестоящего начальства. У «летающего генерала» на сей счет было собственное мнение. Так, 18 января вместе с Рубахиным он сел на аэродром Сохачев, покинутый в панике гитлеровцами. На поле стояло несколько готовых к вылету самолетов, а на кухне — горячая пища. Не успели они отрулить в сторону, как над аэродромом появились истребители с эмблемой 402-го полка. Потом летчики недоумевали, откуда у «Дракона» такие точные сведения о результатах штурмовки...

Особое расположение комкора к полку помогало порой и в курьезных моментах. Как-то летчики сбили вблизи своего аэродрома вражеский истребитель, а пилота захватили в плен. После допроса повели его с собой на ужин и «накачали» на русский манер. На следующий день об этом стало известно Савицкому. Все ожидали разноса, но из корпуса поступила лишь команда отправить пленного в штаб.

402-й иап в судьбе Евгения Яковлевича Савицкого оставил и сугубо личный след. В штабе полка служила Лида Лазаренко, видная из себя девушка. Принимала участие в полковой самодеятельности, где и приглянулась одному дивизионному начальнику. И вот, из штаба дивизии поступило распоряжение: красноармейца Лазаренко откомандировать в штаб 265-й ИАД. Вся в слезах Лида обратилась к командиру полка, объяснив ему действительную ситуацию. Командир принял решение ее не отпускать, хотя прекрасно понимал последствия неподчинения. Узнав о случившемся, Савицкий во время очередного прибытия в полк побеседовал с девушкой. А вскоре Савицкий и Лазаренко поженились. В 1948 г. у них родилась дочь Светлана — будущая выпускница МАИ, абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу, обладательница мировых авиационных рекордов, летчик-космонавт СССР. Наказание же за неисполнение приказа из дивизии командир полка все же понес, хотя и неявное, — в течение семи лет ему не присваивалось очередное воинское звание, пока «обиженный» дивизионный начальник не убыл к новому месту службы.

Тема «Женщина на войне» еще ждет своего исследователя. Интересная тема, не раз она поднималась выше...

Интересен приказ по 402-му иап от 27.07.43:

СОДЕРЖАНИЕ: О использовании мл. командиров и красноармейцев (женщин) не по назначению.
Имеют место случаи использования не по назначению красноармейцев (женщин) стрелков авиавооружения и мл. командиров других авиаспециалистов. До сего времени большинство военнослужащих (женщин) не работают по своей основной авиаспециальности по обслуживанию матчасти самолетов, а занимаются совершенно другими видами работ: Уборка помещений, назначаются ежедневно в наряды, и хуже того, некоторые командиры загружают их работами личного характера (стирка белья и обмундирования), перешивкой и ремонтом обмундирования и рядом других работ. В результате чего военнослужащие забывают свою основную специальность и превращаются в хозяйственных работников. Командиры подразделения самоустраняются от этого важного мероприятия. До сего времени у некоторых военнослужащих женщин отсутствует воинская дисциплина.

Некоторые командиры понизили требовательность к своим подчиненным и вместо поднятия воинской дисциплины занимаются панибратством и относятся примеренчески, в большинстве случаев в обращении с красноармейцами-женщинами нарушаются всякие воинские уставные правила, называя их по именам вместо воинского звания, в результате чего подчиненные перестают слушать своих командиров и также в обращении к своему командиру и начальнику называют его по имени, о командиры не требуют от них выполнения устава.

ПРИКАЗЫВАЮ:
Запретить использование военнослужащих женщин на всякие виды работ не по специальности, категорически запрещаю командирам и начальникам всех степеней использование военнослужащих женщин на работах личного характера и за невыполнение данных требований с виновных буду строго взыскивать. Запрещаю назначать военнослужащих женщин в караул по охране самолетов и других объектов. Требую от командиров подразделений к своим подчиненным повысить требовательность и поднять воинскую дисциплину. К лицам, занимающимся панибратством с подчиненными ... буду применять самые строгие меры.

Приказ объявить всему личному составу полка.
Командир 402 ИАП майор Еремин
Начальник штаба 402 ИАП Майор Шайморданов

Контроль вооружения. Инж. полка по АВ Едигарев.С (слева)

10 февраля полк перебазировался на свой первый германский аэродром Морин. Случилось так, что к середине февраля 265-я дивизия боевую задачу вынуждена была выполнять в основном силами 402-го полка, имевшего 35 боеготовых самолетов. 812-й полк, понеся значительные потери, убыл за новыми самолетами на территорию Польши, а в 291-м иап половина самолетов по разным причинам находилась на пути к фронту. Тем не менее 5-я ударная армия была надежно прикрыта с воздуха в ходе расширения плацдарма севернее Кюстрина. Переправа через Одер действовала безостановочно, как в свое время через Сиваш, а напряжение воздушных схваток было не меньшим. Для иллюстрации лишь два эпизода одного фронтового дня:

лётчик 402ИАП Дугин Н.Д17 февраля в 12.10 произвела взлет четверка Як-3, во главе со старшим лейтенантом Сергеем Шпуняковым. На подходе к линии фронта встретили две группы ФВ-190, до пятнадцати самолетов в каждой. В ходе смелой атаки Шпуняков и младший лейтенант Замно сбили по одному «фоккеру». Боевой порядок противника был расстроен. Отдельные пары пытались прорваться к переправе, но были встречены огнем нашей зенитной артиллерии и истребителями. Продолжая бой, Шпуняков атаковал прорвавшийся «фокке-вульф» в зоне огня наших зенитчиков и был сбит. Самолет загорелся, но Шпунякову удалось благополучно приземлиться на парашюте в расположении своих войск.

В 17.30 в двадцати километрах юго-западнее Морина шестерка Як-3 встретила до десяти ФВ-190 под прикрытием четверки Ме-109. Ведущий капитан Владимир Волков четверкой атаковал «фоккеров», а пара лейтенанта Константина Подбуртного связала боем «мессеров». Дерзкими, смелыми атаками боевой порядок противника был разбит, бомбардировка наших войск и переправы была сорвана. Пара Подбуртного сбила два «мессершмитта», которые пытались атаковать ударную группу наших истребителей.

Продолжая прикрывать войска, участвующие в разгроме померанской группировки противника, летчики полка производили по четыре—пять вылетов в день. И только после получения самолетов и перелета 812-го полка на аэродром нагрузка на летно-технический состав снизилась.

3 марта генерал Савицкий с ведомыми старшими лейтенантами Донченко и Шпуняковым вылетели на прикрытие наших войск. Заметив Me-109, штурмующие захваченный нами аэродром Пирин, они атаковали противника. Комкор сбил один «мессер», второй немецкий истребитель, пытавшийся атаковать генерала, сбил Донченко. 5 марта полк действовал с аэродрома Штатгард, в этот день боевой счет полка пополнился пятью победами. Два самолета противника сбила четверка капитана Николая Дугина, вступившая в схватку с шестнадцатью Fw-190 под прикрытием восьмерки Bf.109. 5 марта пришло сообщение о присвоении Анатолию Рубахину звания Героя Советского Союза.

6 марта погиб командир эскадрильи капитан Дмитрий Ащаулов. Ранее он был осужден на 10 лет исправительно-трудового лагеря за то, что 1 мая 1943 г. был сбит командир штурмового полка. После штрафбата Ащаулов вновь вернулся в полк. В декабре 1944 г. подал заявление о приеме в члены ВКП(б), но политотдел дивизии его не стал рассматривать. Лишь после снятия судимости в феврале 45-го, он был принят в партию. Лично Ащаулов в воздушных боях сбил двадцать четыре самолета противника, однако к званию Героя даже не представлялся.

В середине марта командование нашло возможность вывести полк на аэродром Зелень для десятидневного отдыха и пополнения техникой. В полк прибыли комкор Е.Савицкий и начальник политотдела корпуса Н.Ананьев для торжественного вручения Боевого Красного Знамени. Знаменосцем был назначен Герой Советского Союза Георгий Балашов, ассистентами — Акоп Манукян и Сергей Шпуняков, награжденный накануне американским Золотым крестом «За боевые заслуги».

В марте летчики полка выполнили 682 боевых вылета с налетом 483,5 ч, проведено 52 групповых и три индивидуальных воздушных боя, в которых сбит 41 самолет противника, в том числе 27 Fw-190, восемь Bf.109, три Ju-87, три Не-111; произведено 39 штурмовок, в результате которых уничтожено 55 автомашин, три паровоза, девять ж.д. вагонов, один склад с боеприпасами, подавлен огонь двух зенитных батарей и убито порядка 300 солдат и офицеров противника. Собственные боевые потери составили три летчика и три истребителя Як-3.

В последующие дни с улучшением погоды активность авиации противника значительно усилилась.

«Воздушная обстановко характеризуется усилением активности авиации противника и увеличением численности групп авиации противника, действовала группами до 20—30 ФВ-190, которые действовали как штурмовики и группами до 8—12 истребителей методом свободной охоты; прикрывая войска немцев. В период Берлинской операции противник применяет реактивные самолеты, которые действовали в основном одиночками».

Эмблема 402 полкаПо воспоминаниям ветеранов, один Ме-262 сбил Михаил Пивоваров, однако упоминания об этой более чем редкой победе в воздушном бою в Историческом формуляре полка нет, что, впрочем, вовсе не свидетельствует о противном.

Летчики 402-го иап выполняли основную боевую задачу на прикрытие боевых порядков 2-й гвардейской танковой армии, наиболее опытные летчики выполняли полеты на воздушную разведку.

«Выполняя поставленную задачу наши истребители действовали активно, ведя ожесточенные воздушные бои на подступах к Берлину и над Берлином».

Лишь за один день 18 апреля летчиками полка было сбито тринадцать самолетов противника. Особо отличились Михаил Пивоваров, Грант Ишханов, Константин Подбуртный, уничтожившие по две вражеские машины. А Назир Конукоев во время воздушной разведки попал под перекрестный обстрел трех десятков самолетов противника и ушел невредимым. Более того, один тяжелогруженый «юнкерс» он свалил на головы оборонявшихся на земле гитлеровцев. Через несколько дней ему было поручено прорваться сквозь густую пелену дыма, окутывающую Берлин, и сфотографировать систему его обороны. Первый пролет оказался удачным. Для надежности летчик решил сделать еще один заход, но самолет был подбит зенитным огнем. Назир упал на Хопергартен, который четверть часа назад заняли наши войска. К счастью, фотопленка уцелела, и ее доставили в штаб, а самого летчика в бессознательном состоянии отправили в полевой госпиталь. На третий день Конукоев с перебинтованной головой появился в полку.

Утром 23 апреля противник предпринял отчаянную попытку нанести массированный воздушный удар по войскам, прорвавшим оборону Берлина. Рубахин поднял полк в полном составе. Двенадцать вражеских машин было уничтожено в этом бою. По одному «юнкерсу» сбили молодые летчики Ермохин и Сидоренко. Командующий 2-й гвардейской танковой армией генерал-лейтенант Богданов направил в адрес командира 3-го иак следующую телеграмму:

«В течение двух дней лично наблюдал десятки воздушных боев летчиков вашей части. Восхищаюсь их дерзостью и решительностью. Передайте им всем мою благодарность. Продолжайте и дальше прикрывать танкистов с воздуха».

После полного окружения столицы третьего рейха полк подключился к нанесению штурмовых ударов по обороне противника непосредственно в Берлине, а также по аэродромам Берлинского авиационного узла.

За образцовое выполнение заданий командования при овладении городами Бельгард, Трептов, Грайфенберг, Каммин, Гюльцов, Платтен и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1945 г. полк был награжден орденом Суворова 3-й степени.

27 апреля полку было приказано обеспечить захват центрального аэродрома Темпельгоф и водрузить на нем Красное Знамя от имени 3-го авиакорпуса. Почетную миссию выполнили командир эскадрильи Михаил Пивоваров и представитель инженерно-технической службы Владимир Савицкий.

С 5 мая полк не вел боевой работы. Лишь в готовности № 1 постоянно находилось звено из четырех самолетов. Все ждали капитуляции фашистской Германии. За несколько первых дней мая 1945 г. летчиками полка был произведен 91 боевой вылет с налетом 60 ч 20 минут; проведено два групповых воздушных боя, в которых самолетов противника сбито не было. Результатом 16 штурмовок стало уничтожение трех автомашин и до сотни солдат и офицеров противника. Собственные потери — 1 летчик, 1 самолет: 2 мая огнем зенитной артиллерии был сбит капитан Николай Дугин.

Лётчики 402 ИАП

На рассвете 2 мая на аэродроме Дальгов, где тогда базировался полк, раздались выстрелы и крики: «Немцы! Немцы!». Поднятая по тревоге пара истребителей обнаружила, что по шоссе в сторону аэродрома в сопровождении бронетранспортеров и зенитных установок движется колонна пехоты противника численностью до трех тысяч человек. Кроме авиаторов и прикрывавших их зенитчиков других наших войск поблизости не имелось. Восемь с лишним часов, до сумерек отбивались техники и механики от наседавшего врага. С воздуха по колонне наносила удары авиация. Немцы потеряли 379 человек убитыми, более полутора тысяч было взято в плен. Николай Дугин, отработав по колонне противника, начал заход на посадку. На летном поле рвались мины и снаряды. Генерал Савицкий передал летчику, чтобы летел на аэродром Вернойхен. Но тот продолжал снижаться с креном и явным перелетом. После посадки самолет еще долго катился по земле. Смертельно раненый летчик так и умер в кабине. Заместитель командира эскадрильи, он же штурман 402-го ИАП, капитан Н.Дугин был единственным в полку из «стариков», которого ни разу не сбили в воздушном бою. Звание Героя Советского Союза Николаю Дмитриевичу Дугину было присвоено 15 мая 1945 г. (посмертно). Его имя начертано на мраморной плите у бронзового монумента советским воинам в Берлине.

День Победы личный состав полка встретил на аэродроме Дальгов. За период Великой Отечественной войны произведено боевых самолето-вылетов днем — 13359, ночью — 152. Количество уничтоженных самолетов — 810. Свои потери: летчики — 81 человек, инженерно-технический состав — 2, прочий состав — 5, самолетов — 101 (в том числе небоевые потери — 13 самолетов) [Исторический формуляр 402-го ИАП].

<< Назад     Продолжение >>