персональный сайт
Ткаченко Виктора Викторовича
Продолжение 4 статьи про 968ИАП

Продолжение 4 статьи про 968ИАП

Нач. штаба полка Шайморданов Г.ШПо количеству сбитых в воздушных боях самолетов полк стал самым результативным в ВВС, но гвардейского звания удостоен не был — поистине детективная (и не лишенная исконнорусской «специфики») история, которая, хочется верить, еще не завершена. По воспоминаниям ветеранов представления на почетное наименование «гвардейский» подавались неоднократно. Впервые — еще в октябре 1941 г., в третий раз — в марте 1944 г. после боев за Крым. Третье представление вроде бы даже прошло. И тут в полк приехал начальник политуправления для подготовки личного состава с предстоящим присвоением полку гвардейского наименования. А личный состав накануне за отличную работу по прикрытию от авиации противника уже получил благодарность от казаков корпуса генерала Кириченко. Понятно, что благодарность в самой значимой своей составляющей имела жидкую форму... Начальству это не понравилось. Тогда же с должности командира полка сняли Алексея Еремина, на его место назначили Анатолия Рубахина.

Ветераны с неохотой вспоминают этот неприятный эпизод. Алексей Устинович сумел реабилитироваться. Войну закончил командиром 355-го ИАП и был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны вопрос о гвардейском наименовании не поднимался, хотя недоумение по поводу «негвардейского» самого результативного истребительного авиаполка советских ВВС историки высказывали неоднократно. Представления на «гвардию» в архивах искали, но безуспешно. Удача весной 2009 г. улыбнулась нынешнему заместителю командира 968-го иисап подполковнику Андрею Гордееву.

Архивная справка:

Ваше обращение в Центральный архив МО РФ рассмотрено.
Сообщаем, что в деле с материалами по истории частей 265-й истребительной авиационной дивизии за 1944 г. имеется отношение командира 265-й иад командиру 3-го истребительного авиационного корпуса — с представлением 402 истребительного авиационного полка к присвоению Гвардейского наименования — за исходящим номером 0558 от 10 мая 1944 г.

Других сведений о представлении 402-го иап к наименованию «Гвардейский» (причинах отказа) в документах 265 иал и 3 иак не обнаружено.

Исходящий документ за номером 0558 подполковник Гордеев нашел лично вопреки мнению работников архива, говоривших, что искали многие, не нашел никто. Документ стоит того, чтобы опубликовать его ксерокопию, а не цитировать в статье.

Возникает законный вопрос — зачем потребовалось искать представление на гвардейское наименование? Ветераны и личный состав 968-го иисап не потеряли надежды на исправление исторической несправедливости (именно — несправедливости, так как истребительные полки становились гвардейскими, прежде всего по количеству уничтоженных самолетов противника), но наименование «Гвардейский» присваивалось только в годы Великой Отечественной войны.

Требовалось найти хоть какой-то документ на представление полка к гвардейскому наименованию.

Есть такой документ! Есть и надежда. Что же касается «причин отказа», то согласно легенде командир корпуса генерал Савицкий сказал, что гвардейским должен стать не полк, а корпус, чего, как известно, не произошло. По поручению оставшихся в живых ветеранов 402-го иап генерал-майор авиации в отставке Подбуртный, Герой Советского Союза полковник в отставке Калашников и Герой Советского Союза заслуженный летчик-испытатель СССР генерал-лейтенант в отставке Микоян подготовили обращение к высшему руководству РФ рассмотреть вопрос о присвоении 968-муиисап, как преемнику 402-го иап, гвардейского наименования. Ответа на обращение ветеранов пока нет, а ведь в предверии 65-летия Победы самое время восстановить историческую справедливость.

Летом 1945 г. началась подготовка к воздушному параду на День авиации"! 8 августа на Тушинском аэродроме. От 402-го полка на нем должен был участвовать капитан Николай Павлушкин. По замыслу, парад должна была открыть девятка истребителей Як-3, пилотируемая Героями Советского Союза, участниками боев за Берлин. Но по погодным условиям он несколько раз переносился, а в конце сентября был отменен. Зато в 1947 г. на параде по случаю Дня Воздушного Флота впервые девятку реактивных истребителей Як-15 возглавил П.М. Стефановский - первый командир 402-го иап. На 31 декабря 1945 г. в полку имелось четыре эскадрильи — 42 летчика, 40 истребителей Як-3, два Як-9 и три По-2. В мае 1948 г. полк получил 36 истребителей Як-9, а в августе еще 17 машин данного типа.

После окончания войны полк остался на территории Германии. Базировался последовательно на аэродромах Дальгов, Бранденбург, Стендаль, Ораниенбург и Ной-Руппин.

Согласно директиве НГШ ВС СССР от 10 января 1949 г. 402-му иап присвоен общевойсковой номер «968», полк стал именоваться «968-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознаменный ордена Суворова III степени».

В 1949 г. в полку произошло три летных происшествия — поломки самолетов Як-9П. 9 июня на земле столкнулось два Як-9, причина — недисциплинированность летчика 1-й эскадрильи лейтенанта Носова. 27 сентября вынужденную посадку на Як-9 выполнил лейтенант Анашкин, причиной вынужденной посадки и поломки самолета стала не законтренная механиком пробка слива масла.

Ащаулов Д.Н.Летом 1949 г. на вооружение полка поступила реактивная техника — истребители МиГ-15. С этого времени полк в числе первых последовательно осваивал все более совершенные истребители ОКБ А.Микояна. В 1950 г. для подготовки в сложных метеоусловиях днем и ночью была выделана 2-я эскадрилья (13 экипажей). Подготовка велась на самолетах Як-11 с применением ОСП-48. Полк принимал участие в двух летно-тактических учениях по перехвату и уничтожению мелких групп бомбардировщиков противника днем на средних высотах и по обеспечению боевых действий штурмовиков на маршруте и в районе цели.

Напряженная боевая подготовка не могла не отразиться на росте аварийности. Что было, то было.

Летные происшествия в 1950 г.:
- 4 февраля — поломка самолета Як-1 1 в результате вынужденной посадки из-за остановки мотора в воздухе, причину остановки мотора установить не удалось;
- 12 февраля — поломка самолета МиГ-15 в результате ошибки в технике пилотирования при посадке: старший лейтенант Зайцев допустил ошибку в расчете и потерял скорость на выравнивании;
- 9 августа — вынужденная посадка самолета МиГ-15 на свой аэродром из-за неисправности кислородного оборудования (производственный дефект);
- 20 ноября по вине летчика старшего лейтенанта Зайцева на рулежке погнуты лопасти винта самолета Як-11.

Летные происшествия в 1951 г.:
- 8 августа вынужденную посадку на МиГ-15бис из-за отказа радиотехнических средств в сложных метеоусловиях и последующей потери ориентировки выполнил зам. командира эскадрильи ст. лейтенант Макаров;
- 15 августа — поломка самолета МиГ-15 штурманом полка капитаном Маскинским в результате ошибки в технике пилотирования: при планировании на посадке держал малую скорость и при выравнивании упал с высоты 1,5—2 м;
- 28 августа — поломка самолета МиГ-15 командиром звена лейтенантом Бабеем, допустившим неосмотрительность при рулении, в результате чего была помята законцовка левой плоскости крыла;
- 27 сентября — поломка самолета МиГ-15бис штурманом полка капитаном Маскинским, который зарулил на линию заправки: у самолета помята и пробита в двух местах левая плоскость крыла.

В 1952 г. — пять поломок МиГ-15 (четыре по вине летного состава и одна — из-за производственного дефекта) и одна вынужденная посадка Як-11 по вине технического состава. 27 августа произошла катастрофа самолета МиГ-15бис, пилотируемого старшим лейтенантом Медниковым: на взлете ночью отказал двигатель, при посадке в темноте самолет взорвался; причина — производственный дефект.

14 марта 1953 г. при полете ночью парой по маршруту Россь — Лида командир звена старший лейтенант Кутузов в ходе выполнения разворота над населенным пунктом потерял пространственную ориентировку и врезался в землю.

11 марта 1958 г. - катастрофа МиГ-17Ф, пилотируемого старшим летчиком ст. лейтенантом Деменьевым ночью в сложных метеоусловиях;

2 июля 1959 г. при облете самолета МиГ-17ПФГ ст. лейтенантом Гоголевым после взлета на высоте 350—400 м произошла остановка двигателя из-за отказа топливного насоса. Летчик после доклада на землю о случившемся получил команду катапультироваться или, при наличии площадки, выполнять посадку на фюзеляж вне аэродрома. Гоголев успешно посадил самолет на грунт с убранным шасси, за что получил от командующего 26-й воздушной армии генерал-лейтенанта Рыкачева благодарность и ценный подарок — охотничье ружье.

16 декабря 1959 г. ночью в СМУ по неустановленной причине разбился МиГ-17Ф, летчик командир звена капитан Басалаев погиб.

18 апреля 1961 г. произошла катастрофа МиГ-19ПМ, пилотируемого адъютантом эскадрильи летчиком 1-го класса капитаном Вахриным, при перехвате учебной цели ночью в ПМУ; причина — отказ гидроусилителя БУ-13.

Вручение полку Боевого Знамени. Рубахин, Савицкий, Манукян, Балашов, Шпуняков (слева направо)

В 1952 г. полк вернулся на Родину - в Белоруссию на аэродром Россь и вошел в состав 175-й истребительной авиадивизии 58-го истребительного корпуса 26-й воздушной армии Белорусского Приграничного района воздушной обороны. В конце 1952 г. полк передали из 175-й иад в 229-ю иад той же 26-й воздушной армии. Уже в сентябре 1952 г. полк принял участие в окружных маневрах Белорусского военного округа, по результатам учений получил оценку «хорошо». Во второй половине 1953 г. весь личный состав полка переучился на МиГ-17, а в 1959 г. приступил к освоению МиГ-19ПМ; к концу года из 38 летчиков на МиГ-19ПМ днем и ночью в ПМУ с применением радиолокационного прицела было подготовлено 11 летчиков.

В 1960 г. произошло существенное «омоложение» летного состава — пришли 23 выпускника военных авиационных училищ (в полку числилось 57 летчиков). К концу года все они летали в ПМУ одиночно и по приборам в закрытой кабине, некоторые были подготовлены к полетам днем при минимуме погоды.

В 1950 - 1960-е гг. средний налет на летчика в полку колебался в пределах 80-100 ч. Воображения такой налет может и не поражает (если, конечно, не ориентироваться на налет 1990-х гг.), но вот интенсивность полетов! В 1961 г. было использовано 125 летных дней. В летнее время полеты производились в три смены: две днем и одна ночью. Налет на один самолет доходил до 5—6 часов в день. В 1962 г. летали 128 дней, были освоены полеты в две смены с центральной заправкой самолетов.

Ежегодно проводилось 3-4 дивизионных и полковых учения, зачастую с посадкой на других аэродромах - Сморгонь, Черлёны, Шауляй, Даугавпилс. 30 августа 1962 г. полк провел ЛТУ днем и ночью в СМУ с посадкой на аэродроме авиации Войска Польского. Пять раз полк поднимался вышестоящим командованием по тревоге в воздух. На проверку боеготовности в 1962 г. выполнено 375 самолетовылетов с налетом 277 ч.

Два года полк летал без летный происшествий, но в 1964 г., «прорвало»:
7 февраля - катастрофа МиГ-17Ф, пилотируемого старшим лейтенантом Кочедыковым ночью в СМУ по причине отказа авиагоризонта АГИ-1;
16 июня - авария МиГ-17П, пилотируемого капитаном Блиновым, днем в ПМУ по причине заклинення тяги руля высоты металлическим портсигаром;
11 августа - поломка МиГ-19, пилотируемого майором Драсковым, по причине приземления на повышенной скорости и неграмотного использования тормозов; в конце ВПП самолет перевернулся.

До апреля 1965 г. полк выполнял задачи на самолетах МиГ-17, МиГ-17ПФ и МиГ-19ПФ. С апреля в соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС от 15 декабря 1964 г. личный состав 1-й и 2-й эскадрилий приступил к переучиванию на самолет МиГ-21ПФ. В апреле было получено пять МиГ-21ПФМ и одна спарка МиГ-21 У, в июне - еще 23 МиГ-21 ПФМ. 1-я и 2-я эскадрильи были полностью перевооружены на МиГ-21 ПФМ, 3-я эскадрилья продолжала эксплуатировать МиГ-17П. Теоретическое переучивание летного состава 1-й и 2-й эскадрилий велось в январе и февраля по-эскадрильно в Липецке, техсостав осваивал МиГ-21 на предприятиях МАП и непосредственно в полку. Практическое переучивание летчиков велось в полку с помощью летчиков-инструкторов из дивизии и воздушной армии.

К концу года на МиГ-21 ПФМ к ведению боевых действий днем в ПМУ и за облаками было подготовлено 34 летчика. В 1966 г. летчики 1-й эскадрильи полностью восстановили уровень 1-го класса на истребителях МиГ-21 ПФМ/ПФ. «21-е» в модификации перехватчик полк освоил одним из первых в ВВС, поэтому неудивительно, что офицеры ИАС 402-го иап оказались в служебных командировках в жарких во всех смыслах странах. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении правительственного задания во Вьетнаме, старший техник-лейтенант В.И. Коротков был награжден орденом Красной Звезды. Через год за работу во Вьетнаме медалью «За отвагу» был отмечен старший техник лейтенант В.Н. Довгаль. Высокую оценку командования получили офицеры техники Тимофеев, Евсей, Аникин и Федоровский, находившиеся в правительственных командировках в иных дружественных краях.

Посылали только инженеров, но летчики также выражали желание внести свой вклад в дело борьбы за мир во всем мире. В 1967 г. полк отлично выполнил поставленные задачи в ходе учения «Ладога», проводившегося Главнокомандующим ВВС и получил благодарность от первого заместителя министра обороны маршала Советского Союза Якубовского. В период проведения учений «Ладога» ряд находившихся в порту Хайфон советских транспортов подвергся ударам американской авиации, после чего 140 военнослужащих полка подали рапорта с просьбой о добровольной отправке в ДРВ.

Вьетнамский опыт тщательно изучался. С учетом этого опыта в 1968 г. особое внимание было обращено на отработку боевого применения на предельно малых высотах.

В 1966 г. личный состав отметил 25-летие со дня образования полка, в праздновании принял участие первый командир полка Герой Советского Союза генерал-майор авиации запаса П.М. Стефановский.

О действиях полка в ходе поистине эпохального учения «Днепр», проходившего в 1967г., писала газета «Правда», а командир 1-й эскадрильи майор Ю.В. Остапенко был награжден орденом Красной Звезды. Самолеты полка и техсостав (не летчики) принимали участие в воздушном параде в Домодедово.

генерал-майор Савицкий Е.Я (в центре), 1945гЗа высокие достижения в боевой подготовке и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ командир полка подполковник Э.Г. Меркулов и командир 3-й эскадрильи майор Л.Г. Шкарупа в феврале 1968 г. были награждены орденами Красного Знамени.

Радость и печаль зачастую ходят радом. 30 августа 1968 г. в ходе учений «Неман» произошла катастрофа, в которой погибли летчики 1-го класса капитан В.Г. Торхов и капитан Ю.Г. Илюшин. Одним из виновников произошедшего посчитали майора Шкурупу, как допустившего халатность в организации предварительной подготовки и руководстве группой в воздухе; приказом министра обороны он был понижен в воинском звании на одну ступень.

Все это время полк нес боевое дежурство в системе ПВО, принимал участие в учениях, проводимых Министром обороны СССР и главнокомандующим ВВС. За успехи в боевой и политической подготовке в 1970г. был награжден Ленинской юбилейной почетной грамотой, а в 1972 г. — вымпелом Министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1973 учебном году полк выступил инициатором социалистического соревнования в Военно-воздушных силах под девизом: «Отлично знать и содержать оружие и боевую технику, мастерски владеть ими» и на итоговой проверке получил отличную оценку. В те времена право «выступить инициаторам» само по себе являлось высочайшей оценкой. Полк неоднократно выходил победителем социалистического соревнования с вручением переходящего Красного Знамени Военного Совета воздушной армии по итогам учебного года.

В июне 1972 г. управление полка и личный состав 1-й эскадрильи начали переучивание на МиГ-23, до конца года МиГ-23 освоили 2-я и 3-я эскадрильи. Первым в ВВС 23-е поступили на вооружение базировавшегося в Шаталово 32-го гвардейского иап, то были самолеты «нулевой серии». Когда Шаталово получило серийные МиГ-23М, то «нулевые» машины перегнали в Россь. Освоение 23-го в Шаталове не обошлось без аварий и катастроф, увы череда летных происшествий с МиГ-23 продолжилась и в 968-м иап. За время эксплуатации самолета данного типа в 968-м полку произошло семь аварий и катастроф, последняя — в 1987 г.

7 июля 1987 г. произошла авария самолета МиГ-23УБ днем в ПМУ, пилотируемого старшим летчиком лейтенантом Фоминым и начальником штаба эскадрильи майором Павленко. При выполнении фотобомбометания на тактическом полигоне на 13-й минуте полета в четвертом заходе на курсе, обратном боевому, летчик создал вертикальную скорость снижения 140 м/с, в дальнейшим, пилотируя самолет по приборам, уменьшал крен и угол снижения с темпом менее требуемого для вывода самолета из пикирования. Инструктор в управление вмешался поздно, экипаж катапультировался в момент касания верхушек деревьев.

<< Назад     Продолжение >>